Поездка в Росляково (Воспоминания В.В. Кутузова)

В конце сентября 2001 года поступило распоряжение руководства предприятия срочно выехать в район г. Североморска, где проходила операция по подъему атомного подводного ракетного крейсера "Курск". Предполагалось организовать канал совместно с ФАПСИ для проведения видеоконференции. Похоже, нас привлекали, учитывая опыт, появившийся после конференции организованной между Ленском и Кремлем, где мы работали вместе с МЧС, во время наводнения в Ленске.

Оборудование было традиционное для установки антенны на земле: антенна 3,5 м, трансивер 20W, канальное оборудование NEXTAR. Так как рефлектор состоял из 4 больших сегментов, тяжелой опоры, то ФАПСИ обещало специальный самолет для доставки. Улетали мы с аэродрома «Чкаловский». Раньше мы летали с таким грузом в основном на транспортном самолете ИЛ-76. Самолета на стоянке не было – он возвращался с южной базы и когда появился в воздухе, то показался очень маленьким – ТУ-134. А где же специальный? Нет, он и был таким - самолет командующего Северным флотом с двумя большими столами, картами и оборудованием связи. После долгих переговоров, командир с усмешкой сказал: «У меня есть приказ доставить ваш груз, но в каком виде не говорили, поэтому видишь ремонтный бокс, он еще не закрылся, так что бери побольше напильников и переводи свое железо в пыль, а я эту пыль доставлю!». Но у нас своя задача, доставить станцию в целости, если надо, то и переборки в самолете можно снять. С большим трудом все же удалось поместить оборудование и антенну, и через 3 часа мы вылетели. При взлете всем пришлось собраться в хвосте самолета – перегруз.

Североморск встретил нас ветром и дождем. Для консультаций выехали в штаб Северного флота. После встречи с Поповым – командующим Северным Флотом, а затем и с Куроедовым – командующим ВМФ России, для изучения возможности трансляции с атомного ракетного крейсера «Петр Великий», на вертолете Ка-26 вылетели в место проведения спасательной операции. Крейсер – боевой корабль, трудно выбрать площадку для установки станции с таким диаметром антенны, а из-за постоянного дрейфа, координаты наведения все время меняются и без гироплатформы практически невозможно длительное время удержать канал, поэтому совместно было принято решение развернуть станцию на доке Росляково, куда должны были доставить «Курск» после подъема. С учетом малого угла места видимости спутника связи, около 5 градусов, и сопок вокруг дока была выбрана крыша семиэтажного здания на территории завода рядом с доком.

В условиях сильного ветра и дождя на крышу была установлена антенна, проложены кабели, смонтировано оборудование, а в комнате для реабилитации медпункта оборудована студия, где установили видеокамеру, телевизор, аппаратуру закрытия. В согласованное с Москвой время, через организованный канал связи были проведены сеансы видеоконференции между Москвой и Росляково. Они прошли с хорошим качеством. Нашему коллективу была выражена благодарность руководства флота. Мы возвратились домой, а оборудование продолжало и в дальнейшем служить для связи руководства штаба по подъему «Курска» с Москвой.

В.В. Кутузов